Кайдзен — это концепция централизованного управления. Это японская философия, система, ориентированная на постоянное совершенствование всех производственных процессов, нашего образа жизни и всех аспектов жизни.
«Кайдзен» в бизнесе — это постоянные усилия по улучшению всего, что мы делаем, в производстве, продажах и управлении. В процессе улучшения участвуют все – и директор, и рядовой сотрудник. Центральная идея заключается в том, что ни дня не должно пройти без улучшения в компании. Цель кайдзен — бережливое производство).
Современное определение кайдзен:
Кайдзен — это целая система, которая как «зонтик» содержит множество практик и методов, направленных на улучшение: «Точно вовремя», «Канбан» (цветовые метки), «Поток создания ценности» или «6 сигм», «Кружки контроля качества». (кружки контроля качества) и другие.
Кайдзен «Зонтик
Философия кайдзен впервые была использована в ряде японских компаний в конце 1940-х гг. Сейчас этот метод используют такие известные компании, как Toyota, Nissan, Canon, Honda, Komatsu, Matsushita.
Среди современных тенденций: рост конкуренции, рост потребительских запросов. Внедрение кайдзен — это долгосрочный проект. Постоянно и ежедневно. Без перерывов на месяц, иначе - возврат на прежний уровень. Чтобы оставаться на шаг впереди конкурентов, нужно совершенствоваться каждый день: вчера, сегодня, завтра. Увеличить прибыль сразу в следующем квартале не получится.
Однако за более длительный период времени при улучшениях производительность труда возрастет на 50-100% и более. А если на протяжении десяти лет каждый день делать что-то, повышающее эффективность работы, то компания всегда будет обгонять конкурентов, и лидерские позиции ей гарантированы. Лучший пример — Toyota (этой концепцией компания живет более 70 лет).
Индивидуальные улучшения могут быть небольшими, но именно постепенные улучшения в совокупности приводят к значительным стратегическим преимуществам. В худших компаниях сотрудники изо дня в день просто выполняют свою работу, а в компаниях с философией кайдзен, когда человек видит возможность сделать свою работу лучше, он должен внедрять эти изменения. Если компания использует кайдзен, то количество сотрудников можно сократить на 10-20%, а иногда и на 50%.
Эти изменения часто не требуют вложений, иногда все, что вам нужно, это чтобы люди сосредоточились на своей работе и придумали, как ее улучшить.
В 1970-х годах Toyota возглавлял очень талантливый генеральный директор г-н Тайити Оно. Он всегда верил в силу и талант своих подчиненных и был уверен, что если дать им необходимые полномочия, они смогут решить любые задачи. Он часто использовал этот подход. Toyota, например, поставила цель производить 100 единиц в час.
В то время Оно дал своим инженерам ресурсы для производства только 90 единиц, но потребовал от них произвести все 100 единиц. Когда инженеры, наконец, нашли способ решить проблему, он снял с производственной линии 10% рабочих и перевел их в другое место. А от остальных снова потребовал произвести 100 единиц продукции.
Японское понимание менеджмента: соблюдение стандартов и их совершенствование. Руководство дает работнику возможность работать по нормативу, а если работник не соблюдает, вы должны либо обучить его, либо исправить норматив. Высшее руководство тратит больше времени на совершенствование процессов.
Восприятие работы японцами
Первым шагом является установление цикла «планируй-делай-проверяй-воздействуй» (PDCA). Любой рабочий процесс изначально нестабилен, его корректируют, а затем снова улучшают после возникновения проблем. А потом раз за разом. Это цикл стандартизации-действия-проверки (SDCA).
Циклы PDCA/SDCA
Кайдзен ориентирован на людей. Японский менеджмент уделяет особое внимание отношению человека к работе. Работников нельзя наказывать. Их не заказывают. Их поддерживают и поощряют (сравните с западным менеджментом: менеджмент «кнута и пряника»). С ними консультируются, им помогают, объясняют, их учат, вместе с ними принимают решения.
Цель: повысить внутреннюю мотивацию, ценность и приверженность в компании, добиться того, чтобы сотрудники работали на 100% эффективно, и чтобы сотрудники видели (самостоятельно или в малых группах/кружках в зависимости от качества), что и как они могут улучшить.
Все процессы делятся на приносящие ценность и не приносящие (например, курение сотрудников, беспорядок на рабочем месте и т д.). Эти затраты/потери должны быть уменьшены.
Классификация стоимости (муда):
Менеджер, решивший использовать систему кайдзен в своей компании, должен очень хорошо знать, что происходит «на передовой» — на производстве, на том месте, где создаются продукты или услуги. Это место в концепции кайдзен называется гемба. Единственное место, которое определенно не является гемба, — это стол менеджера.
Менеджер должен регулярно посещать производство компании и в случае возникновения проблем спрашивать: «Почему это произошло?», «Что нужно сделать, чтобы устранить проблему?». Если менеджер оставит гемба без присмотра, постепенно все показатели в компании будут ухудшаться. Затраты возрастут, качество продукции снизится, моральный дух команды ухудшится, сроки выполнения заказов увеличатся, а жалобы клиентов увеличатся.
Правила гемба:
В гемба к продукту или услуге добавляется ценность удовлетворения клиента.
Роль менеджмента заключается в поддержке гемба. Система Кайдзен подходит для компаний любых размеров и сфер деятельности. Система Кайдзен зародилась на автомобильных заводах (Toyota), но ее можно применить к любой производственной компании, к любой компании, которая производит свой собственный продукт или услугу. Например, гемба в банке — это транзакционный зал, в гостинице — место встречи клиентов, в интернет-магазине — веб-сайт.
Во многих компаниях существует огромное недопонимание между отделами производства и продаж. Идеальное производство — это выпуск по предварительному заказу, основанный на рыночном спросе. Если сделать наоборот, начать с прогноза продаж, а затем запустить продукт в производство, вне зависимости от того, что на самом деле требует рынок, то затраты на производство растут, а у компании появляются огромные запасы, требующие больших производственных площадей.
В результате рентабельность компании снижается. Успешные компании сосредотачивают свои усилия на сближении производства и продаж. Они стремятся производить то, что требует рынок, и в количествах, которые можно продать.
Отличия традиционных систем менеджмента от системы кайдзен
В японских школах для детей есть предмет «Малый бизнес». Дети узнают, что и маленькие, и большие вещи одинаково важны и что из-за маленьких ошибок могут возникнуть большие проблемы. Необходимо методично устранять недостатки и вносить улучшения.
В отличие от японцев, российские предприниматели, приученные в СССР к идеологии «поворота рек вспять», а затем к непредсказуемым 1990-м, все же хотят добиться результатов в следующем квартале. Но результат только от методично повторяющихся улучшений. Безусловно, сочетая и систему кайдзен, и инновации, можно добиться наилучших результатов: подъем с кайдзен и большой «скачок» после внедрения инноваций. Кайдзен помогает обеспечить устойчивый рост.
Но главная причина, по которой кайдзен не нашел широкого распространения в России, заключается в предисловии к книге Имаи: «Кайдзен — отличная стратегия для честных компаний и порядочных людей, которые строят успех на основе партнерства и доверия. Остальным просьба: не беспокойтесь по пустякам».
В нашей стране философия кайдзен практически не используется. Результатом является низкая эффективность, низкая производительность и конкурентоспособность.
Но она есть, сегодня в России есть компании, которые уже внедряют эту систему – это Лукойл, Алроса, ГАЗ, Балтика, КАМАЗ, Росатомстрой, Гидросила, Банк Союз и другие. Тем, кто строит свой бизнес десятилетиями и хочет быть лучшим.
«Дом Гемба»
В основе бизнеса лежит гемба, место, где производится продукт/услуга. Используя различные методологии (TFM, 5S, TQM, управление циклом PDCA/SDCA), компания избавляется от потерь и постоянно совершенствует качество, безопасность, доставку и производительность. Результаты: повышение конкурентоспособности, повышение удовлетворенности клиентов и увеличение прибыли.
Литература: